Журнал

«Тринадцатый» спрашивает

Интервью с основателями архитектурного бюро «Кубика»

Кто решает, как будет выглядеть город? Как сделать так, чтобы коммерческие задачи не гасили «огонь в глазах» творческого человека? Что общего в работе архитектора и креативного агентства?

Об этом мы поговорили с Игорем Алексеевым и Еленой Буланкиной — основателями архитектурного бюро «Кубика».

Про роль архитектора в проектах

Однажды нас пригласили работать совместно с голландскими коллегами, от которых мы научились правильно определять собственную роль в проекте. Архитектор — это тот, чьи идеи являются определяющими. Задача инженеров, конструкторов — их реализовать. Этот принцип позволил нам создать собственное бюро.

Кроме того, архитектор — это проводник, который должен понять точку зрения девелопера, администрации, жителей. Мы создаем среду и стараемся сделать ее комфортной.
Приоритетность идеи и смысла — базовый принцип архитектуры и дизайна. Поэтому реализации архитектурного проекта, как и проработке фирменного стиля или дизайну рекламной кампании, всегда предшествует концептуальный этап.

Про комплексный подход

В Союзе архитекторов Удмуртии мы уже давно обсуждаем, что необходим градостроительный совет, состоящий из урбанистов и самих архитекторов. Например, в Казани регулирование работает очень хорошо. Когда ты строишь новое, нужно смотреть в будущее, избегать ошибок в пространственной композиции. Способствовать, а не мешать развитию. Тогда застройка была бы более качественной и создавала единую «ткань» города.

Про архитектуру для людей

Город — это живой организм, а люди питают его своей энергией. В конце концов, своими деньгами. В Ижевск люди начинают возвращаться с желанием внести какую-то собственную лепту. Хочется донести до партнеров посыл, что всё строится для людей в первую очередь. Соучаствующее проектирование — не модное веяние, а актуальный запрос.
Работа с аудиторией — обязательный этап не только в архитектуре, но и в брендинге. Только зная, на кого ориентирован проект, в него можно «вдохнуть жизнь», поэтому основой концепции должны быть глубинные исследования.

Концепция соучаствующего проектирования позволяет не просто опросить аудиторию, а вовлечь ее в разработку проекта и сформировать сообщество.

Про творческую реализацию

Самореализация на 100% есть. У художников есть подписи, а наша «подпись» — это свой стиль. Мы работаем в кирпиче. Дарим объектам озеленение от своей мастерской. В планах разработать проект целой улицы, начав изменять подход к проектированию.

Про сохранение наследия

Ижевск вырос из рабочего поселка — у нас мало исторической застройки, и ее нужно беречь, как драгоценный камень. Нельзя бездумно сносить ее. А создавая новые проекты, можно вдохновиться, что-то позаимствовать из среды. Недавно в Томске видели, как бережно сохраняют старые здания — этому нужно учиться.
Тренд на локальную идентичность в маркетинге и архитектуре призывает не создавать принципиально новое, а обращаться к мотивам, которые уже ассоциируются с местом: топонимам, городским легендам, исторической застройке. Это усиливает связь с аудиторией и делает проект более органичным.

Про огонь в глазах

Главное в профессии — чтобы было желание. Очень горящие глаза. И это то, чего мы ждем в начинающих специалистах.

Любой проект — вызов, и именно это «драйвит». Если мы понимаем, что с изначальным техническим заданием не получится сделать что-то достойное, то лучше отказаться от проекта.

Больше пороха добавляет, когда ты видишь, как жители относятся к результату. Значит, не зря все бессонные ночи и седые волосы!